13:16 Сценки музыкальной гостиной | |
Цель урока: показать, что образ матери - вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства.
Задачи: Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери. Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов. Воспитывать у детей чувства уважения, любви к матери. Оборудование: репродукции картин: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», К.С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», Пьер-Огюст Ренуар «Госпожа Шарпантье с детьми», магнитофон; фортепиано; учебник; музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова; «Ave Maria» Ф. Шуберта; «Самая хорошая» музыка В. Иванникова, сл. М. Пляцковского; таблицы: «Эмоциональных состояний», «Музыкальная палитра»; график «Эмоционального состояния»; листы бумаги, цветные карандаши; текст песни «Самая хорошая» музыка В. Иванникова, сл. М. Пляцковского; мультимедийный проектор, (слайды с репродукциями известных картин); Ход урока Учащиеся входят в класс под музыку «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского. I. Организационный момент У - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнем наш урок с приветливой, светлой, как звучавшая музыка, улыбки. II. Воспроизведение и коррекция опорных знании учащихся У - Знакома ли вам прозвучавшая музыка? Какую картину рисует она в вашем сознании? Ответы детей: - Это произведение гениального русского композитора Модеста Мусоргского - Музыка рисует картину природы. В ней мы узнаём утренний рассвет, восход солнца. Мелодия тихая, светлая, спокойная. В своем произведении композитор нарисовал картину пробуждения природы. На предыдущих уроках вы убедились, что природа на протяжении многих веков вдохновлял, а людей на создание произведений искусства. Значит тема природы вечная. У - Какую еще тему в искусстве можно назвать вечной? Ответы детей: - Темы любви, Родины, героических подвигов, взаимоотношений между людьми, материнства. У - Приведите примеры музыкального произведения о дружбе. Ответы детей: - «Когда мои друзья со мной» - «Песенка друзей» - «Вместе весело шагать» - «Ты, да я, да мы с тобой» - «Песня о дружбе» -«Всё мы дели пополам» Исполняется песня «Ты, да я, да мы с тобой» (муз. В. Зоткина, слов. М. Сергеева). III. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний У - Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери - вечная тема искусства. Она и является темой нашего урока. У - Что мы называем искусством? Ответы детей: - Творческую деятельность человека У - Назовите виды искусства. Ответы детей: - Литература, живопись, музыка, скульптура, кино У - Как вы считаете, эти виды искусства связаны друг с другом или живут независимо, самостоятельной жизнью? Приведите примеры. Ответы детей: - Эти виды искусств связаны друг с другом. Музыка и литература – это песни, оперы, арии, кантаты, оратории. - Музыка всегда звучит в кинофильмах. Для кинофильмов пишут сценарии. Сегодня на уроке мы увидим, как разные виды искусства дополняют друг друга и делают произведения, воспевающие образ матери, еще более выразительными и яркими. IV. Изучение новой темы Образ матери в духовном искусстве У - Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу. Звучит фрагмент произведения С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся». На экране появляется изображение иконы Богоматери Владимирской. Что вы видите на экране? Ответы детей: - На экране картины «Дева Мария» У - Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите? Ответы детей: - Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке. У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств. Владимирская Богоматерь Не на троне - на Ее руке, Левой Ручкой, обнимая шею, - Взор во взор, щекой припав к щеке, Неотступно требует... Немею - Нет ни сил, ни слов на языке... А Она в тревоге и в печали Через зыбь грядущего глядит... В мире нет слепительнее чуда Откровенья вечной Красоты! Максимилиан Волошин У - Эту икону называют! «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всею, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения (а самое дорогое). Работа в парах У - Подберите слова, передающие чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на икону, слушаете музыку, воспевающую Богоматерь? (Вновь звучит небольшой фрагмент С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»). Ответы детей: - Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека. У - Во многих домах имеются копии этой иконы. Их рисуют, выжигают, вырезают мастера, вышивают рукодельницы и вешают, ставя в «красный» угол комнаты, молятся, обращаются с просьбами зашиты, оберега. Царице Небесной посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы, только каждый по-своему: художник - с помощью красок, кисти и холста, поэт - стихами, композитор – музыкой. Образ матери в светском искусстве У - У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение «Ave Maria» («Радуйся. Мария» - так начинается молитва.) Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране. Ave Maria Ave Maria – лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбящая мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царила, не в блеске лучей, В тихом предстань сновидении ей! Ave Maria – лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха…. Афанасий Фет У - Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию «Аvе, Maria», ставшую известной во всем мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Лобертино Лоретти. Прослушивание произведения Ф. Шуберта «Ave, Maria». У – А сейчас попробуем найти слова, передающие ваши чувства, когда вы слушаете эту музыку, смотрите на картины с изображением Богородицы, Мадонны, Девы Марии, а найдём мы их в таблице эмоциональных состояний. На доске открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара, закрытый ранее пейзажами русских художников. У – Как вы считаете, ребята, какая из картин на доске созвучна этому музыкальному произведению? Ответы детей: («Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля). Демонстрация компьютерной презентации «Мадонны». У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям. У - А сейчас закройте глаза и представьте лицо вашей мамы. Сравните его с образом Богоматери, Мадонны. Лица наших мам тоже прекрасны, потому что это - ваши мамы, они вас очень любят, заботятся о вашем здоровье. И сейчас они бы заметили, что их дети немножко устали. V. Физминутка. У – Откройте учебник на стр. 46-47 и найдите картину, похожую на икону и картину Рафаэля. (Картина К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде».) Что в них общего? Ответы детей: - Тот же жест матери, сжимающей руку ребенка, как желание уберечь сына от невзгод. У - Написанная русским художником К.С. Петровым-Водкиным гораздо позднее, она передает такую же заботу, вечную тревогу матери за судьбу своих детей, и эта картина хранится в музее художника на его родине, в г. Хвалынске. У - Какое настроение царит на картине французского художника О. Ренуара «Госпожа Шарпантье с детьми»? Ответы детей: - Атмосфера уюта, любви, счастья. Непринужденные позы детей, матери, даже собаки полны покоя и умиротворения. Образ матери в песенном творчестве У - Есть ли в вашем репертуаре песни, созвучные этой картине? Ответы детей: Муз. В. Иванникова «Самая хорошая». Исполнение песни. Нас, качая в колыбели, Мамы песенки нам пели, А теперь пора и нам Песню спеть про наших мам. Припев: Дети все на свете называют мамою Милую, хорошую, Дорогую самую! Ночь звезды за окошком Рассыпаются горошком, Мама наш покой хранит, Мы заснем - она не спит. Подрастем и будем сами Мы заботится о маме, А пока доставим ей Радость песенкой своей. Песня разучивается методом «Эхо», исполняется цепочкой, по рядам. У - Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называем самого близкого, дорогого и единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама оберегает нас всю жизнь, учит быть мудрыми. На сегодняшний урок вы все принесли написанные вами сочинения, стихи, нарисованные портреты ваших мам. И мне хочется зачитать выдержки из сочинений, стихи, которые вы посвятили своим мамам. VI. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний Чему был посвящен наш урок? Какую тему называют в искусстве вечной – образ матери. Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины VII. Анализ и оценка итогов работы Спасибо вам за урок, дети! Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского. Пусть ей вечно солнце рукоплещет. Так она и будет жить в веках - Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках! У - Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем! Наш урок окончен. Ребята, подойдите к доске, выберите нужный для вас цвет и отметьте свое настроение, которое вы получили от проведенного урока в градуснике эмоционального состояния (заполняется график «Градусник эмоционального состояния»). Учащиеся выходят из класса под музыку Ф. Шуберта «Ave, Maria». |
|
|