13:17 Сценки музыкального развлечения | |
Цели урока:
доказать, что взаимосвязь МЕТРА и РИТМА основывается на законах МАТЕМАТИКИ; закрепить изученный материал по темам: «Сложение дробей с разными знаменателями», «Ритм как средство музыкальной выразительности» Задачи: показать на примере песни «Горница-узорница» прикладное значение математики в музыке; развитие музыкальных способностей, творческого воображения, мышления; воспитание эмоционально-ценностного отношения к математике, искусству. Музыкальный материал: Г.Свиридов «Время, вперёд!» Л. Деревягина – В.Степанов «Горница-узорница» ХОД УРОКА (Слайд № 1) – название урока. (Презентация) У: Здравствуйте, ребята! Наш урок называется «Диалог метра и ритма». На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста! Д: Ритм – чередование длительностей звуков, а метр – чередование сильных и слабых долеё в музыке. У: А что же такое диалог? Д: Взаимная беседа. У: А в какой связи находятся метр и ритм? Д: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком. У: Смею предположить, что у них имеется ещё собеседник – математика. (Слайд № 2) Цель урока У: Мы сегодня попытаемся доказать, что взаимосвязь метра и ритма основывается на законах математики. До нас о связи музыки и математики уже много веков назад задумывались многие учёные. (Слайд № 3) – Пифагор У: Например, древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский, живший в 6 веке до нашей эры. Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число». (Слайд № 4) – Эйнштейн У: А другой известный учёный – Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока – доказать, что они правы! (Слайд № 5) Свиридов У.м.: Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя. (Слайд № 6) Симфонический оркестр (Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»). Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д. У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться? Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше. У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер). У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное? Д: Ритмичное. У: А ритм состоит из чего? Д: Из длительностей. (Слайд № 7) Длительности У: Сколько в целой половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых? (Дети отвечают, затем появляется слайд) У.: Ребята! Все длительности – это части одного целого. Если целую длительность принять за единицу, то, как можно выразить половинную? Четвертную? Восьмую? Шестнадцатую? (Ученики устно переводят длительности в дроби, затем таблица высвечивается на экране) (Слайд № 8) Таблица соответствия длительностей и дробей У.: Эта таблица поможет вам выполнить задание № 926 на странице 165 (учебник Виленкина «Математика. 6 класс») (Выполняют на листочках, проверяют правильность решения) У.: Посмотрите, на столах у вас листочки с записью ритмического рисунка 1вариант – первая и вторая строчки, 2 вариант – третья и четвёртая. Задание написано на экране. Прочитаем его! (Слайд № 9) Задание (Запись ритмического рисунка песни «Горница-узорница» без деления на такты) У.: Скажите, как мы будем решать это задание? Идёт работа, выдвигаются версии, определяется алгоритм решения задачи, одновременно появляются записи на слайде: (Слайд № 10): Алгоритм решения: Перевести запись музыкальную в математическую (длительности в обыкновенные дроби). Привести дроби к одному знаменателю. Разделить ритмический рисунок на такты (сумма дробей в такте должна равняться размеру! Поставить тактовую черту в конце каждого такта. (Слайд № 11) Задание в длительностях После этого дети выполняют задание по карточкам, проверяем правильность решения на компьютере «фломастером». У: А теперь выделим сильную долю вначале каждого такта (четверо по строчке на компьютере подчёркивает «фломастером») У: Кто сможет прохлопать полученный ритмический рисунок? (По желанию прохлопывают по одному человеку с первого и второго варианта, затем – ритмический диалог первого и второго вариантов). У: Вы, конечно, узнали ритм знакомой вам песни, над которой мы работали на предыдущих уроках. Как она называется? Д: «Горница-узорница». У: Прежде чем исполнить эту песню, подведём итог нашему исследованию. Вспомним цель нашего урока! (Слайд № 2) Цель У: Скажите, возможен в музыке ритм отдельно от метра? Д: Нет У: Почему? Д: Потому что в ритме не будет порядка, гармонии. У: А возможны ли сами длительности и распределение их в метро-ритме без участия математики? Д: Нет, всё основывается на стройных математических законах. У: Нашли мы подтверждение нашей гипотезе? Д: Конечно! У: Ну а теперь мы споём ту песню, над ритмом которой работали сегодня на уроке. (Слайд № 13) Проект песни У: Споём её, а одновременно посмотрим результат проекта, в котором многие из вас принимали участие! (Слайд № 14 – 20) Презентация песни (На фоне итогового исполнения детьми ранее разученной песни) У: Ребята! Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, о чем же шел разговор сегодня на уроке? (Слайд № 21) Итоговые вопросы Д: О музыке Свиридова «Время, вперёд!», о математике, о метре, ритме, размере, такте. У: Чему научились? Д: Высчитывать длительности в одном такте, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями. У: Где мы сможем применить полученные знания? Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте – поможет математика и т.д. У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать) (Слайд № 22) Вывод: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу. У: Согласны ли с такой формулировкой? (Читают хором) У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Урок закончен! (Дети выходят из класса под музыку Свиридова «Время, вперед!») |
|
|