08:38 Сценарий праздника Крещение Господне 2015 для старших школьников | |
Действующие лица:
Ведущая Три девушки и три юноши – ведущие и чтецы 3 группы детей для сценки «Весенние заклички», девочка- Весна. 4 девочки для сценки «Кукушечка» 3 девушки и юноша – «Старик» для сценки «Сватовство» Видеозаставки: «Начало», «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», «Язычество», видеоклипы к песням «Я люблю тебя, Россия», «Родное Белогорье». (Звучат «Традиционные плясовые наигрыши». На экране видеозаставка: «Начало». На сцену выходят три девушки и три юноши, одетые в национальные костюмы, у одной из девушек «хлеб-соль». Все кланяются). Девушка1: Нам зачинать досталась роль, Не путайте с нагрузками, Мы принесли вам хлеб и соль На посиделки русские. Девушка 2: Жива традиция. Жива — от поколенья старшего Важны обряды и слова Из прошлого из нашего. Девушка 3: И потому принять изволь Тот, кто пришёл на посиделки, На этой праздничной тарелке Из наших рук и хлеб и соль! (Девушки спускаются в зал и вручают зрителям « хлеб-соль») Юноша 1: Встречая утро юных дней У памяти седой во власти, С душой, открытою для счастья, Пою о Родине своей. Юноша 2: Пусть голос мой не так уж громок… У края гор, в кругу друзей, Далёких русичей потомок, Пою о Родине своей. Юноша 3: Предвестьем новых битв дразня, Славянские трепещут стяги. В глазах с шальным огнём отваги Князь Игорь смотрит на меня… Юноша 1: Сквозь дым веков, сквозь даль степей Несутся песни на просторе… И тихо подхватило море Мотивы Родины моей. (священник Игорь Кобелев г. Белгород) (Звучит песня в исполнении воспитанницы МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района» Соболевой Екатерины «Я люблю тебя, Россия!».Песня сопровождается видеоклипом. После песни на сцене появляется Ведущая). Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Дорогие гости! Сегодня у нас необычное мероприятие, сегодня мы начинаем путешествие в прошлые века, к истокам русской культуры, к нашим национальным корням… Как – то А.С. Пушкин сказал, что «мы ленивы и нелюбопытны…». Это похоже на правду, а может быть, и на полуправду… А потому интерес к своему прошлому, любопытное и активное самопознание себя в обществе - создаёт человека будущего, а будущее строится только из материала прошлого. «Что есть - уже было…» (На сцену выходят двое юношей) Юноша 1: Я счастлив тем, что я оттуда, Из той зимы, из той избы. И счастлив тем, что я не чудо Особой, избранной судьбы. Юноша 2: Мы все – почти, что поголовно- Оттуда люди, от земли, И дальше деда родословной Не знаем: предки не вели, Не беспокоились о древе, Рождались, жили в свой черед, Хоть род и мой – он так же древен, Поистине он русский род… Александ Твардовский. За далью-даль. Поэма. Ведущая: Итак, не будем же «Иванами непомнящими родства» отправимся в путешествие по земледельческому календарю «Месяцеслову». А чтобы было интересней путешествовать, вам нужно поделиться на 4 команды — как раз по временам года. Делимся следующим образом выбираем 4 капитана. Остальные участники мероприятия становятся в хоровод. Каждый из капитанов становится в круг. Водят хоровод, приговаривая: «Сковорода, иди сюда!". Тот, кого капитан коснётся спиной — тот в его команде. Затем выбирает второй капитан. Итак, далее, пока все не поделятся на команды. Ведущая: У нас получилось 4 команды: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Для отличия давайте повяжем вот эти шарфики. (Разда ет капитанам команд соответст вующих шарфики белые, зеленые, красные, желтые.). Теперь уточним маршрут путешествия. Народный месяцеслов мудро направлял жизнь и работу людей. Праздники чередовались с буднями, подчиняясь смене времён года и течению жизни. ((На сцену выходят две девушки и юноша. На экране видеозаставка «Языческие боги древних славян». Звучат «Традиционные плясовые наигрыши».) Девушка 1: Язычество древних славян... Корни его тянутся в древность незапамятную, во времена златокудрой молодости человечества. Тогда судьбою язычника верховодили грозные божества: Сварог, Перун, Дажьбог, Ярило, Велес и множество других. Бытие язычника от рождения до смерти зависело от Царя-Огня, Воды-Царицы, Матери-Сырой Земли... Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. Они как бы родственны людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния. Юноша 3: После принятия Русью крещения людям приходилось овладевать православным учением. Народные, языческие праздники наполнились новым содержанием. Древние божества, ведающие природными силами, «передали свои обязанности» святым угодникам, языческие праздники тесно переплелись с праздниками православными. Календарь этот склады вался постепенно, в течение многих столетий. Изустно передаваясь из поколения в поколение. Девушка 2: Наша Белгородская земля – маленькая часть огромной России. Древнейшими на Белгородчине являются обряды календарно-земледельческого круга, связанные с землей, солнцем, небом. Даты важнейших из них приуро чены к основным поворотным моментам движения земли вокруг солнца, от которых зависела смена времен года. Соответственно этому обряды праздники подразделялись на зимние, весенние, летние и осенние. Ведущая: Вот мы с вами и познакомимся сегодня с обрядами нашей родины, путешествуя по народному календарю. Но прежде чем начать путешествие первый конкурс для наших команд - разминка «12 месяцев». Задание: на 12 цветных карточках – по 3 каждого цвета – написаны народные названия месяцев. Отберите «свои» месяца и объясните происхождение их названий. Подсказка: у славян в пору язычества названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы или хозяйственной деятельностью. Время на выполнение задания – 5 минут. (Девушки и юноши раздают командам участницам конверты с заданиями (Приложение 1). Звучит весёлая музыка. Проводится конкурс) Ведущая: Проверяем задание. Первыми отвечает команда «Зима». (ответы команды). Спасибо, вторыми – команда «Весна» (ответы команды). Следующими отвечает команда «Лето» (ответы команды). И завершает команда «Осень» (ответы команды). Ведущая: Итак, народные названия месяцев мы вспомнили. И мы начинаем путешествие в глубину времён. Внимание на экран. (Звучит А.Вивальди «Весна». На сцене Юноша 3 и Девушка 2. их рассказ сопровождается видеозаставкой «Весна».) Юноша 3: Многие века древние славяне на чинали год 1 марта. Девушка 2: Весна. Март – зимобор. Апрель – снегогон, цветень. Май – травень. Юноша 3: В древности весной праздновали языческую масленицу, весеннее равноденствие. Это было весёлое и шумное «прощание с долгой снежной зимой». Ее назвали «сырной неделей» и справляют семь недель до Пасхи. Девушка 2: Главное блюдо на праздничном столе — блины. Круглый, горячий блин - символ солнца, в древности был жертвенным хлебом. Блины едят с мёдом, икрой, вареньем, со сметаной. Возили на санях соломенную куклу Масленицу, которую наряжали в рубаху, шапку, опоясывали кушаком, одевали в лапти. Юноша 3: 7 апреля - Благовещение – великий христианский праздник. В этот день принято птиц, зимовавших в клетках выпускать на волю. Девушка 2: 6 мая – Егорьев День. Егорий Храбрый – в православии это день святого великомученика Георгия Победоносца – считался покровителем домашнего скота. В этот день вербой, срезанной и освящённой в Вербное воскресенье, выгоняли в поле скотину. Юноша 3: Дата главного православного праздника – Пасхи Христовой – ежегодно меняется. Пасхальная неделя отмечается очень весело: после 7-недельного поста можно было есть любую пищу. Девушка 2: Первое воскресенье после Пасхи – Красная горка, древний праздник встречи весны. Это время сватовства и свадеб. Накануне вечером молодёжь собиралась там, где раньше всего появлялось солнце. Ритуальными песнями и танцами встречали восход, водили хороводы и исполняли древний обряд «окликания весны» - пели песни-веснянки. Юноша 3: На девятый день после Пасхи – Радуница – день поминовения усопших. Девушка 2: 15 мая. День Бориса и Глеба называют соловьиным: с этого дня начинают петь соловьи. Юноша 3: 22 мая. День Николы Весеннего. В этот день ждали хорошего дождя для доброго урожая. (Юноша 3 и Девушка 2 уходят. На сцену под весёлые наигрыши выходят три группы детей. Сценка «Весенние заклички») 1 -я группа (несёт шест с лентами и колокольчиками): Благослови, Боже, Нам весну кликать! Благослови, Боже, Нам весну гукать! Ой-ле, лё-ле, лё-ле, Нам весну гукать! Гу-у! 2-я группа (несёт шесты с рисованными птицами): Жаворонки, перепёлушки, Птички ласточки, Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную Принесите нам! 3-я группа (несёт веточки берёзы): Ой, Весна моя, Ты Весняночка! Из-за тёмных лесов, Из-за синих морей Приходи! Солнцем, светом озари! Дети образуют большой круг. Начинается движение влево хороводным шагом. Все:Весна, Весна красная, Приди, Весна, с радостью, С доброй радостью, С великой милостью (останавливаются лицом в кругу) Со льном высоким (поднимают веточки и шесты), С корнем глубоким (опускают), С дождями сильными (идут в круг), С хлебами обильными! (расходятся). (Общая закличка с круговым движением влево повторяется. После повтора все дети становятся в «ручеёк»). Звучит музыка из мультфильма «Князь Владимир». Входит Весна, проходит в круг через «воротики» из веточек берёзы. 1 -я группа: Весна-красна, Где бывала? Весна: В лесу зимовала, Огород городила, Капусту садила! 2-я группа: Весна-красна, На чём пришла? Весна: На сохе, бороне, На кривой кочерге, На жёрдочке, на бороздочке, На ржаном колоску, На пшеничном пирожку! 3-я группа: Весна-красна, Что нам принесла? Весна: Соху, борону И кобылку ворону, Солнца клочок И соломки пучок! Все: Весна-красна, Что в подарок припасла? Весна: Главный праздник - Свята Пасха! Ещё праздник - Свят Егорий! Ещё праздник - Свят Никола! (Все участники сценки берутся за руки, кланяются и уходят ). Ведущая: Уважаемые гости, участники нашего праздника, вот мы и встретились с весенними праздниками. Весна – утро природы, пора цветения, роста трав и деревьев. Под малиновым кусточком, Шелкова трава растёт Под рябиновым кусточком Цветник розовый цветёт. Под малиновым кусточком Наша пряха нить прядёт. В народе говорят: «какова пряха, такова и рубаха. А как получали ткань для рубахи? Вот вам следующие задание: вот набор из рисунков - расположите их в правильном порядке (по вашему мнению) и склеив кадры составьте фильм «Как получали ткань для рубахи». Время на выполнение задания – 5 минут. (Девушки и юноши раздают командам участницам конверты с заданиями. (Приложение 2). Звучит весёлая музыка. Проводится конкурс) Ведущая: Проверяем задание. Правильный ответ на экране: 7-3-4-6-2-1-5) Ведущая: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Команда, которая лучше всех справилась с заданием - получает жетон зелёного цвета. Мы с вами познакомились с весенними праздниками. А теперь продолжаем путешествие в глубину времён. (Звучит Гершвин «Летний день». На сцене Юноша 1 и Девушка 3. Их рассказ сопровождается видеозаставкой «Лето».) Юноша 1: Лето. Июнь — хлеборост. Июль — страдник. Август — хлебосол, разносол Девушка 3: Конец весны — начало лета (май и июнь) — время новых праздников, отмечен ных в народном календаре края по-особому. В числе первых по времени значится Вознесение Господне, именуемое в ряде регионов как «Взвесенье», «Ушествие», «Вшествие», «Шестие» — праздник, в котором христианское и язычес кое начало переплетены воедино. Юноша 1: В Валуйском районе на Вознесение из «куги», «акучи», (камышевой травы, ра стущей вдоль реки Оскол) делали чучело «кукушки». «Обряжали» ее как девушку: в девичий наряд, украшали ленточками, цветными лоскутками. Затем девичья «процессия» направлялась в сад, где чучело «кукушки» укреплялось на плодовом дере ве «на всю неделю» до Троицы. Примечательно то, что в Колосково, например, рядом с «кукушкой» девушки усаживали «кукуя» (чучело, одетое в мужской наряд), после чего кумились. (На сцену под весёлые наигрыши выходят четыре девочки. Сценка «Кукушечка») 1-я девочка: Кукушечка – любушечка, Научи меня летать, Не далёко, не высоко, Лишь бы милого видать. 2-я девочка: Кукушечка – любушечка, Примай нас в зелёный сад. Кумитеся, любитеся, Целуйтеся, милуйтеся. 3-я девочка: Ох, милая же ты моя, кукушечка, Ох, жалобная ты дюже гуркушечка. А как же ты дюжа жалобно гуркуешъ, А мы же тебя все людюшки добрые слушаем И у тебя спрашиваем: 4-я девочка: «Ох, милая же ты, кукушечка! Да и где же ты это в лесу летаешь? Да и где же ты так это долго бывала?» А как же мы тебе милая, Как же мы дюже тебе ждем, приведаем, А може думаешь — скоро к нам прилетишь? На стол ставят воду в тазике, подносят кукушку, обрызгивают её святой водой и приговаривают: 1-я девочка: Благослови, господи, Слава тебе, Господи, Слава тебе, Господи, Вознесение Иисуса Христова, Вознеси и возлюби Весь мир наш, Господи, помилуй. Девушки расходятся по парам в разные углы сцены. Девушки по очереди: Давай кума, кумиться, Чтоб век не браниться. Разреши тебя поцеловать. Подруги обмениваются яйцами, одеждой, украшениями, обнимаются, целуют друг друга. Теперь ты мне кума, я тебе кума — Помощница на все дела. Девушки несут «кукушку» и сажают на дерево, кланяются и говорят: 2-я девочка: : Кукушечка, наша милая, Как же ты мало кукуешь. И зачем же ты рано от нас улетаешь? И когда теперь мы услышим тебя? По очереди все: «Слава тебе, господи!» (Девочки – участницы сценки уходят со сцены. На сцене Юноша 1). Юноша 1: 7 июля. В этот день родился право славный святой Иоанн Предтеча, крестивший Христа. День совпал с язычес ким праздником Купалы — то есть солнца. «Купало» — значит: сердитое, горя чее, ярое — такими эпитетами народ наградил жаркое небесное светило. Так Купала стал Иваном. Этот день прихо дился на летнее солнцестояние и был одним из самых ярких праздников года. В ночь под Купалу жгли костры, устраивали хороводы, гадания, прыгали через огонь и купались в росе для здоровья и красоты. Травы и коренья, собранные в это время и окропленные утренней ро сой, согласно древним поверьям, облада ли целебной силой. (Без объявления композиция в исполнении хореографического коллектива «Свирель» «На Ивана, на Купала». После выступления коллектива на сцене Юноша 1 и Девушка 2. Их рассказ сопровождается видеозаставкой «Лето») Девушка 3: 12 июля. День памяти апостолов Пе тра и Павла. В этот день заканчивался Петровский пост, и повсюду шумел большой праздник. Молодежь всю ночь «караулит» восход солнца: в этот день, говорят, оно переливается всеми цветами радуги. Юноша 1: На летнее время приходится празд нование Троицы — в память сошествия Святого Духа на апостолов Христа. День Святой Троицы — пятидесятый после Пасхи. Поэтому ее называют еще «Пятидесятницей». Девушка 3: В народном быту праздник Троицы слился с праздником древних славян — Семиком. Это древнее народное деви чье торжество приходилось на седьмой четверг после Пасхи перед днем Свя той Троицы. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета. Юноша 1: Дома украшали бе резовыми ветками. Молодые девушки во дили хороводы в лесу вокруг юной березки, но сначала украшали ее лентами и цветами. Здесь устраивали весе лый пир — с пирога ми, яйцами. Исполня ли троицкие песни. Девушка 3: После Троицы начиналась «русаль ная неделя». В эти дни, наполненные играми, хороводами и другими раз влечениями, девушки гадали на же нихов: плели венки и с русальными песнями бросали их в воду: чей венок всплывет — той вскоре замуж выхо дить, а чей утонул — той еще долго хо дить в девушках. Юноша 1: 2 августа. День памяти святого про рока Ильи. Считали так: Илья лето за канчивает. Петр и Павел час убавил, Илья Пророк — два уволок. Согласно поверьям, Илья посылает на землю дожди, град, а также гром и молнию. Гром вызывает колесница святого, гоня ющего по небу нечистого духа, а мол нии — это стрелы, которыми он пора жает бесов. В Ильин день они превраща ются в различных зверей: зайцев, ли сиц, кошек, собак, волков и прочую живность. Девушка 3: 14 августа. Первый Спас — Медо вый — один из трех праздников, по священных Всемилостивому Спасу Иисусу Христу. По примете, с этого дня пчелы перестают носить медовую взят ку с цветов. Вынимали соты из ульев, несли его в церковь на освящение и за тем угощались медом нового медосбора. Юноша 1: 19 августа. Второй Спас — Яблоч ный — праздник Преображения Гос подня.Поспевают яблоки нового урожая, и их освящают в церкви: считается гре хом съесть хоть одно яблочко до второ го Спаса. Зато «на второй Спас и ни щий яблочко съест». Девушка 3: 18 августа. День Евстигнея Жит ника. Говорили: одной рукой жни, дру гой сей. На Евстигнея Житника закли нали поля на все четыре стороны, при зывая на помощь крестьянину Мать-сыру землю. Жнецы искали стебель с большим числом колосьев. Его хранили весь год и с него начинали будущий сев. На Евстигнея убирали репчатый лук. Связки с луком развешивали во всех помещениях для очищения воздуха. В этот день было принято обязатель но есть сырой лук с хлебом и солью: полагали, что это укрепит здоровье и даст хороший цвет лица. Юноша 1: 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы. Девушка 3: 29 августа. Третий Спас называли хлебным: пекли и пироги из муки нового урожая. А ещё – ореховым: к этому дню поспевают орехи. Было и третье название – спас на полотне (холосте). В этот праздник на деревенских ярмарках устраивали торги холстяными полотнами. Ведущая: Уважаемые гости, участники нашего праздника, вот мы и встретились с летними праздниками. На праздники девицы и замужние женщины наряжались в красивые расшитые наряды и надевали головные уборы. Следующие задание: каждая команда получит по две карточки с рисунками головных уборов и набор слов в конверте. Нужно сопоставить рисунок и слово – «название» из конверта и определить название девичьих уборов и головных уборов замужних женщин. Время на выполнение задания – 3 минуты. (Девушки и юноши раздают командам участницам конверты с заданиями. (Приложение 3). Звучит весёлая музыка. Проводится конкурс) Ведущая: А теперь пришло время проверить ваше задание. Сейчас на экране появиться правильный ответ. Какая команда лучше всех справилась с заданием - получает жетон красного цвета. Ведущая: Молодцы, вы отлично справились с заданием. И мы продолжаем путешествие в глубину времён. Внимание на экран. (Звучит А.Вивальди «Осень». На сцене Юноша 2 и Девушка 1. Их рассказ сопровождается видеозаставкой «Осень».) Юноша 2: Осень. Сентябрь — хмурень. Ок тябрь — желтень. Ноябрь — полу зимник Девушка 1: 8 сентября. Наталья Овсянница. В этот день заканчивали уборку овса. На Наталью Овсянницу было принято варить овсяный кисель и печь блины. Юноша 2: 13 сентября. На день Куприяна обычно на чинают дергать корнеплоды, ко пать картофель. Девушка 1: 14 сентября. Симеон Столп ник получил прозвание «Летопроводец». Святой Симеон лето провожает, бабье лето начинает. В этот день вечером было принято гасить старый огонь, а утром зажигать новый, добытый по этому случаю, как в глубо кой древности, трением. Юноша 2: 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы — Осенины (по-другому Оспожинки) — древний праздник уро жая. Обычно он отмечался обильным угощением. Девушка 1: 27 сентября. Праздник Воздви жения Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение осень навстречу зиме двигает. Юноша 2:7 октября. Фёкла Зарёвница. В старину этот день отмечал ся как большой веселый праздник. Це лый день крестьяне не работали, а к по луночи зажигали огонь в овине и начи нали молотьбу. Девушка 1: По неосторожности на Фёклу спа лили не один овин, за что ее и прозва ли Зарёвницей. В этот день овин — именинник. Варили работникам ка шу и угощали их. Говорили: на Зарёвницу хозяину — хлеба ворошок, а мо лотильщикам — каши горшок. Юноша 2: 14 октября. Покров — праздник Пресвятой Богородицы, радеющей за человека перед Иисусом Христом: она простирает покров над всем родом че ловеческим. Девушка 1: Покрова Пресвятой Богородицы в народном быту связаны со снежным покровом земли, окончанием сельских работ и летних карагодов, началом зимних посиделок и, конечно же, с периодом свадеб. Не случайно Покров день на Белгородчине издревле почитался за покровителя свадеб. И это было обусловлено окончанием полевых работ, когда закрома и амбары полны и жив ность во дворах подросла, ибо свадьба требовала немалых расходов. С Покрова ми девушки связывали предстоящее замужество. Юноша 2: 11 ноября. Аврамий Овчар и Настасья Стригальница считались покровителя ми овцеводства: начиналась стрижка овец. Девушка 1: 21 ноября. На Михаила Архистрати га, предводителя небесного воинства, часто выпадал белый, пушистый снег: тогда говорили: «Михайло приехал на белом коне». (Юноша 2 и Девушка 1 уходят. На сцену под весёлые наигрыши выходят три девушки. Сценка «Сватовство». Девушки рассаживаются и начинают заниматься кто чем: одни прихорашиваются, другие любуются украшениями, к ним выходит юноша с палкой, изображая старика. Подходит «ста рик» к одной из них) . Старик: Кхе, кхе. 1-я девушка: Чего ты, старый, кашляешь? Старик: Хорошая, пригожая, пойдешь за меня замуж? 1-я девушка: Я не умею ни то лочь, ни молоть, ни по воду ходить. Старик: А что же ты умеешь? 1-я девушка: Я умею спать, ле жать и песни петь. Старик: Эх, такая жена мне не нужна. 1-я девушка: Пошел прочь! У меня тысячи Ванечек-красавцев в деревне. Такой старикан мне не ну жен! «Старик» вы бирает другую красавицу. Старик: Кхи, кхи! 2-я девушка: Чего ты раскаш лялся? Старик: Хорошая, пригожая, пойдешь за меня замуж? 2-я девушка: Ты что, дед, ума лишился? Я самая богатая девка в деревне, а ты - оборванец! Старик: Хорошая, пригожая, а что ты умеешь делать? 2-я девушка: Я умею сундуки открывать, денежки пересчитывать (показывает и любуется монета ми). Старик: Эх, такая жена мне не нужна! 2-я девушка: Ну и пошел прочь! Все поют, а «старик» подходит к третьей красавице. Старик: Кхи, кхи! 3-я девушка: Что вы, дедушка, кашляете? Не заболели ли? Старик: Хорошая, пригожая, пойдешь за меня замуж? 3-я девушка: Да возьмете ли вы меня? Я по дому мало что умею де лать: печь истопить, в избе при брать, щи да пироги приготовить, рубаху сшить... Старик: Вот такая жена мне ну жна! Выходят в центр круга. Подружки (поднимают девочку на смех). Эх, ума лишилась! За ста рого оборванца идет! Старик: (вынимая из кармана ко робочку). Хорошая, пригожая! У ме ня есть подарочек для тебя! Невеста (берет из коробочки украшения). Красота-то какая! Подружки (завидуя). Старый, а богатый! «Старик» сбрасывает с себя заплатанную одежду и превращается, прекрасного молодца. Переполох! Девушки (плачут и причитают). Ой, горе, горе... Кабы я знала... (Молодые, обнявшись, уходят. Вслед за ними, возмущаясь и пла ча, удаляются все остальные). Ведущая: Вот такая шуточная игра. А мы продолжаем дальше. Мы познакомились с осенними праздниками. Убрал народ урожай с полей, на улице похолодало. Всё больше люди стали собираться в избах и вечерами создавались чудесные произведения народно го творчества: расписные и резные прял ки, чудесная посуда, разрисованные гли няные игрушки, яркие вышивки и воз душные кружева... Пришло время – поспело новое задание для наших команд. Команды по очереди должны ответить на вопросы викторины. Команда лучше всех справившаяся с заданием - получает жетон жёлтого цвета: 1) Назовите поселок в Белгородской области, который славится изготовле нием керамической посуды, (п. Борисовка). 2) Сколько лет терпел, Сколько душ кормил Где упал, там и пропал. (Горшок) 3) В каком городе живут мастерицы Гончаровы, и что они делают из глины? (г. Старый Оскол, глиняные игрушки). 4) Вот они, вот они! Все очень яркие Глиняные подарки Как в хоровод пойдешь Только свист издаешь. (Игрушка-свистулька) 5) Назовите части горшка, и скажите с кем сравнивал мастер горшок? (С человеком: шейка, горлышко, тулово, ручка, донышко). 6) Всех кормит, а на заре сохнет. (Горшок). 7) Чем покрывали посуду мастера и каким орнаментом украшали? (Глазурью, геометрическим). 9) Каким орнаментом украшали мастерицы Гончаровы свои изделия? (Геометрическим). 10) Назовите излюбленные образы мастериц Гончаровых. И почему? (коровка, лошадь, медведь, петух, барыни, баран. Лепили тех животных, которые жили рядом). 11) Бросили кости в ямку И собаки не гложут. (Черепки горшка) 12) Родился — вился Жил — мучился Упал — убился Нет ему ни отпевания, Ни погребения! (Горшок) Ведущая: А теперь найдите на рисунке элементы старооскольской игрушки. Внимание на экран. (на экране появляется рисунок (Приложение 4.)(ответы команд) Ведущая: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Команда победитель получает жетон жёлтого цвета. А мы продолжаем путешествие в глубину времён. (Звучит А.Вивальди «Зима». На сцене Юноша 2 и Девушка 1. Их рассказ сопровождается видеозаставкой «Зима».) Юноша 2: Зима. Декабрь — студень. Январь — просинец. Февраль — снежень Девушка 1: 1 декабря. День Платона и Романа. Была примета: если в этот день ворона ходит по дороге — к теплу. Юноша 2: 7 декабря. В день Катерины Санницы запрягали лошадей и устраивали гонки на санях. Девушка 1: 8 января. Святки. С этого дня после Рождества Христова вся неделя — свя точное веселье: гадали, «рядились», ко лядовали. Юноша 2: На Белгородчине зимние Святки — один из наиболее любимых и почитаемых праздников календарного цикла. Считалось — коли дни на зимние святки весе лые и счастливые, то и год будет таким. А потому к ним готовились с особой тщательностью: хозяйки «убирались» в избах, к Рождеству готовили особую снедь: кутью, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, кишки (свиную домашнюю колбасу), окорок, блины, взвар (компот из сухофруктов), печево («бабышки», «куличики» — маленькие булочки), медовые пряники, печенье в форме фигурок домашних животных, мясные пироги, караваи. Мужчины наводили порядок в хозяйственном инвентаре, «обихаживали» домашнюю живность. Девушка 1: Заканчивались зимние Святки Крещенским сочельником (18 янва ря), водосвятием, «голодной» кутьей и святочными гаданиями. Эти дей ства должны были способствовать укреплению здоровья, материаль ного благосостояния семьи. Юноша 2: Крещение Господне (Богоявление) 19 января завершает зимние Святки. Отмечался этот праздник на Белгородчине торжественно и степенно. Вероятнее всего, это объясняется действами, происходящими в церквях и на водо емах. Крест — главный символ праздника. На реках и прудах «Ердани» делали прорубь — «ополонку», «прорубку», очень часто в виде большого креста. В ряде регионов края за несколько дней до Крещения мужчины мастерили ледяной крест, используя для этой цели специальную форму из досок, клали ее на краю проруби и постепенно заполняли водой. Когда вода в форме замерзала, доски снимали. Получался ледяной крест, который и устанавливался у проруби. Его обильно поли вали насыщенным красным свекольным соком («рассолом», «отваром»), чтобы издали был виден. Девушка 1: Вода в проруби освящалась, и каждый селянин старался набрать этой «целебной водицы», чтобы напоить ею больных, окропить жилище и животных. Более того, в Валуйском районе, например, одежду больных членов семьи надлежало оку нуть в «Ердани». Это считалось хорошим знаком к выздоровлению. Юноша 2: 7 февраля. День Григория Богослова особенный: каков он с утра до полудня, такой будет первая половина зимы, погода с полудня до вечера расскажет о второй ее половине. Девушка 1: Символом приближающейся весны были наполнены обряды друго го праздника — «Сретения Господня» (в народе — Устреченья) — 15 фев раля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются, «Зима с весной встречаются впервой». Хотя и знали, если на Макария (1 февраля) ясно — весна ранняя, а Аксинья полузимница (6 февраля) — перелом зимы. Какова Аксинья, такова и весна. И все же по погоде на Сретение судили, кто одержал победу: зима или лето. Ведущая: Вот такие весёлые зимние праздники. Дети и подростки, чуть позже — взрослая молодежь, в зимние Святки совершали обряд «колядования». Само название «Коляда» относится к древнеславянскому обо значению солнца, а колядовать — значит петь величальные песни-здрави цы хозяевам дома. В каждом регионе нашей области эти поздравительные песни на зываются по-разному: колядки, овсени, виноградья. (Без объявления композиция «Коляда» в исполнении хореографического коллектива «Свирель»). Ведущая: И новое задание для наших команд. Для следующего конкурса Вам нужно объединиться в две команды ВЕСНА-ЛЕТО и ОСЕНЬ-ЗИМА. Сейчас я вам раздам готовые сценарии рождественских колядок. Вам нужно разыграть театр-экспромт. Наши помощники помогут вам в этом. Команды лучше всех справившиеся с заданием - получают жетон синего цвета. Время на подготовку -10 минут. (Команды готовятся к выступлению. Девушки и юноши оказывают помощь в подготовке(Приложение 5.) Ведущая: Первыми выступает объединённая команда ВЕСНА-ЛЕТО. Ведущая: Вторыми выступает объединённая команда ОСЕНЬ-ЗИМА. (проводится театр-экспромт) Ведущая: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Как видим, праздники на Белгородчине — это необычайно многогранная совокупность языческих и христианских обрядов, отголоски которых во многих своих проявлениях бытуют и сегодня. (Звучат «Традиционные плясовые наигрыши»). Ведущая: Обрядовый фольклор Белгородчины — одно из наибо лее уникальных явлений традиционной культуры края. Обряды сопро вождали наших предков с момента появления на свет до самой кончи ны, организуя трудовую, социальную и личную жизнь людей. Мы завершаем путешествие в глубину времён и подводим итоги наших конкурсов. Команды подсчитайте число жетонов. Итак, победила команда _______________________________________________________. Мы поздравляем победителей и дарим всем на память маленьких матрёшек. На сцену выходят три девушки и три юноши Юноша 1: В небе будто от побелки Засветился Млечный путь, Отшумели песни, танцы В нашей праздничной светелке, Где пришлось нам отдохнуть. Юноша 2: Дни общенья — счастья вехи, Посиделкам каждый рад. Делу время, а потехе Рады люди как-никак. Юноша 3: Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь. Мы прощаемся с гостями, Говоря: до новых встреч! Девушка 1: Не потухнет, не погаснет, Если ты не нем, не глух, Самый светлый, самый ясный Посиделок русский дух. Девушка 2: Посиделки, вечеринки, Звезды в праздничной выси — Это русские картинки Нашей жизни на Руси. Девушка 3: Жизнь такая — не иная, Не заморская, чужая, Это наша сторона. Все, что было вспоминая, Пусть живет страна родная Очень русская, земная, Все: В мире лучшая страна! Ведущая: И закончить наше мероприятие хочется словами Евгения Степановича Савченко: «Перевернута еще одна страница древней Белгородчины — неотъемлемой части великой России. Но в отличие от людей земля не стареет, не вет шает, не умирает. От века к веку стараниями людей она молодеет, хорошеет, становится все бо лее удобной и комфортной для жизни. Нам не дано провидеть, какой будет область через 270 лет. Но убежден: это будет прекрасная земля прекрасных людей. Пока жива Россия, будет жить Белгородчина. А Россия — бессмертна!» (Без объявления на сцене воспитанница МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района» Соболева Дарья с песней «Родное Белогорье». Исполнение сопровождается видеоклипом) |
|
|