13:18 Музыкальные сценки для детского сада | |
Форма урока: творческая мастерская
Цель урока: осознание процесса творчества как вида художественной деятельности. Задачи: формирование собственного понимания “творчества”, обучение импровизации в разных видах исполнительской деятельности; развитие творческих способностей в ходе разных видов исполнительской деятельности и “словаря эмоций”, формирование умения вглядываться в мир “духовными глазами”; воспитание эстетических чувств и патриотизма на примере произведений удмуртских авторов. Продолжительность урока: 45 минут Оборудование урока и раздаточный материал: компьютер, мультимедийный проектор, аудио -, видео - аппаратура, синтезатор, книжки “Мои поэтические пробы”, материалы для создания стилизованных костюмов. Межпредметные связи: литература, МХК, изобразительная деятельность, краеве дение, игра на музыкальных инструментах, детский музыкальный театр. Ход урока 1. Организационный момент и постановка цели урока. - Здравствуйте, сегодня мы продолжаем разговор о видах музыкальной деятельности. Какие виды музыкальной деятельности вы уже знаете? Предполагаемый ответ: Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие. Мы знакомы и со следующим видом музыкальной деятельности – исполнительством: пение, музыкально – ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах. Сегодня мы познакомимся со следующим видом музыкальной деятельности – творчеством. 2. Основная часть Итак, начнем! (Фильм, на его фоне звучит стих. В. Семернина “Музыка всюду живет”.) Ветер чуть слышно поет, Липа вздыхает у сада… Чуткая музыка всюду живет - В шелесте трав, В шуме дубрав - Только прислушаться надо. Звонко струится ручей, Падает гром с небосвода - Это мелодией вечной своей Мир наполняет природа! Тихие слезы свои Ива роняет у брода... Трелью приветствуют ночь соловьи. Звоном ветвей, Песней дождей Мир наполняет природа. Птицы встречают восход, Ласточка солнышку рада! Чуткая музыка всюду живет, - Только прислушаться надо. - Только прислушаться надо... Часто ли мы прислушиваемся? Что вы слышите в звуках природы? Для чего это нужно? Нужно ли это творческому человеку? Что такое творчество? (Предполагаемый ответ детей: творчество- это создание нового) - А создание нового – это сложный процесс? (ответы детей) - “Художник тот, кто умеет разглядывать в окружающей действительности не только очевидное, бросающееся в глаза, но и скрытое, потаенное, ускользающее от прямого взгляда, кто умеет ощутить невидимое через видимое”. К. Станиславский. - Чему можно удивиться, гуляя среди деревьев в парке или по бульвару? (ответы детей) Слайды и беседа с детьми о характерах образов на слайдах. -Деревья как и люди все разные: богатые и роскошные хворые и убогие скромные и приземистые стоящие в ряд дружно как солдаты, и в кружочек - как друзья - Зимой они какие? (Предполагаемый ответ детей: одинокие, застывшие, взъерошенные) - А весной? (Предполагаемый ответ детей: свежие, тянущиеся к солнцу, к жизни) - Летом? (Предполагаемый ответ детей: пышные, сочные, с темной густой зеленью) - Осенью? (Предполагаемый ответ детей: вялые, печальные, даже если сначала яркие, эта красота тускнеет, краски блекнут) - Какими деревьями вы хотели бы быть? - А можем ли мы себя сравнить с деревьями? - Ноги- корни, туловище - ствол, руки - ветви. - А нужно ли нам лицо? “Глаза это зеркало души”. Можно представить, что деревья имеют глаза и смотрят на нас так же, как и вся природа. Даже песня была в 80-е годы, и мы очень ее любили: “С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою, В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою...” - А если представить целую рощу весенних деревьев, то каждое дерево будет по-своему необычным, что будет видно в вашей пластике и глазах. Звучит фрагмент музыкального произведения Вивальди “Весна” (дети в пластике изображают весеннюю рощу) - Было нелегко, но мы справились. Что помогло нам в этом творчестве? - А сейчас еще один шаг. У вас есть книжки с еще пока чистыми страницами “Мои поэтические пробы”. Попробуйте сложить стих о любом из деревьев. Получится у каждого по-своему, но этим вы все и отличаетесь. Сочиняем. Музыкальный фон - И.С. Бах “Воздух” Зачитываем и анализируем получившиеся строки. - Что помогло вам творить, создавать? - А послушайте, как это получилось у Флора Васильева - известного удмуртского поэта. “Над речкой около обрыва, Печально глядя в глубину, Стоит развесистая ива И гладит листьями волну... Прозрачный месяц Каждый вечер Сияньем иву осыпал, И, намотавшись за день, ветер В тени под ивой засыпал ...” - Это был фрагмент стихотворения Флора Васильева. Помогли ему наблюдательность, умение удивляться самому простому. - Насколько удивительными показались мне три небольшие вокально-хоровые произведения! Послушайте их. Что вас удивит в этих произведениях? Вслушайтесь! Исполняются песни в сопровождении синтезатора. “Береза”. “Дуб”. “Ива”. (Муз. Ю. Толкача, стих. И.Токмаковой). - Что удивило, привлекло вас в этих песнях? (Предполагаемый ответ детей: Деревья - живые, сравниваются по характеру с людьми) - Какие деревья по характеру? (Предполагаемый ответ детей: Дуб-богатырь, крепкий, сильный, не боится мороза и простуды. Поэтому музыка - энергична, бодра, решительна. Береза - загадочна, кокетлива, мила, изящна. Музыка - легка, грациозна, подвижна, воздушна, как вальс. Ива - застенчива, плаксива, нежна. Музыка - монотонна, заунывна, вопрошающа) - В ваших книжках есть слова этой песни, они вам помогут быстрее выучить её. - Подпевайте мне. Разучиваем песню - Что еще требует внимания в этой песне? Вслушайтесь! Исполняю “Иву”. Дети подпевают. Ищем паузы. - Тишина не может быть пустой, чем можно заполнить ее? Исполняем вместе “Иву”. - Подберем эти звуки. Кто не “боится” синтезатора? Вот вы будете у нас главным звукорежиссером. Исполняем с синтезатором “Иву”. - Мы подобрались к самому главному. Пели, испытали себя в пластике, сочиняли рифмы, руководили своими эмоциями и музицировали.Осталось все это соединить. - Кто может кроме нас наблюдать за ивой, жалеть её, сочувствовать ей? (Предполагаемый ответ детей: Деревья, её окружающие.) - Попробуем создать особую ауру вокруг ивы: поющие деревья,рассказывающие об иве, жалеющие её. Получится настоящий театр. Зрители, артисты есть. Декорациями будет слайд на экране. - Разложенные на столах различные разноцветье платки, шарфы, зеленые ветки и т.д. помогут создать нам стилизованные костюмы. Исполняем. 3. Итог урока. - Все, что произошло, - результат нашего творчества. А сейчас воспользуемся приемом пятистрочного стихосложения синквейн . Ключевым словом будет являться слово “творчество”. Сочиняем синквейн. Зачитываем и анализируем. У каждого из вас получился свой вывод. Ответ для вас, конечно, не окончательный. Творчество - это... - Вы еще будете размышлять над тем, что такое творческтво, если будете наблюдательными, внимательными и думающими людьми, если сможете увидеть среди простого нечто необычное… Книжки остаются у детей на память. Литература: Васильев Ф. Избранное.-Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1996 Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000 Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьноков.-М.: Издательский центр “Академия”,2001 Семернин В. Музыка всюду живет. Стихи о музыке.М.: “Советский композитор”, 1991 Толкач Ю.Л. Родные картинки. Песни для детей младшего возраста.- Ижевск: Издательство “РХД”, 2005 |
|
|